Cветлана Войтенко: Необходимо понимать, как пользоваться голосом

Сольное вокальное выступление 31 октября в ДК «Ругодив» преподавателя Нарвской музыкальной школы Светланы Войтенко в фортепьянном сопровождении Екатерины Сергеевой было тепло встречено ценителями русского романса.

Это был юбилейный концерт, можно сказать, дважды юбилейный, поскольку, как Светлана Войтенко объяснила в беседе с корреспондентом «НГ», имеется в виду 30-летие ее педагогической деятельности в качестве хорового дирижёра и 20 лет с момента ее первого выхода на большую сцену в качестве певицы.

Нарва – Петрозаводск – Нарва

Выпускница Нарвской средней школы №11 (ныне Пяхклимяэская гимназия) Светлана Войтенко поступила на дирижерско-хоровое отделение Петрозаводского музыкального училища, а по его окончании вернулась в родной город. Ради точности отметим: все-таки изначальное музыкальное образование Светлана получила в Нарве, следовательно, здесь и сложилось ее целостное представление о своем дальнейшем творческом пути. Петрозаводск же, по ее признанию, остается «любимым городом на все времена», до пандемии она регулярно приезжала туда и с концертами, и со своими воспитанниками для участия в конкурсах.

С 1991 года Светлана Войтенко – учитель хорового пения в Кренгольмской музыкальной школе, в настоящее время уже не существующей отдельно, но ставшей частью Нарвской музыкальной школы.

Непосредственно сейчас Светлана работает в основном либо индивидуально, либо с небольшими коллективами исполнителей. Среди ее учеников – Мирослава Есина, София Камышева, Беатриче Хубер, Вероника Головкина, Лидия Оганесян, Яаника Савосто, Полина Сомова и другие молодые дарования, успевшие завоевать различные конкурсные награды.

Нам показалось интересным спросить: а как именно преподавателю вокала работать с человеком, которому от природы уже дарован фантастический голос? И надо ли вообще работать?

Обязательно, считает Светлана: «Необходимо понимание того, как пользоваться этим голосом, его тембром, глубиной или, напротив, его легкостью, чтобы голос служил проводником к сердцам людей, стал выразительным, чувственным, чтобы его носитель умело доносил до слушателей смысл исполняемого произведения». В общем, резюмирует она: «Учу тому, что умею сама».

Подчеркнем: Светлана Войтенко никогда не выясняла, сколько у нее всего было учеников за 30 лет, считая это пустым делом. Гораздо важнее то, что многие ее подопечные, окончив музыкальную школу, оставались там, и в итоге под руководством Светланы формировались и успешно выступали на профессиональном уровне интересные творческие ансамбли.

Почему романс?

На рубеже столетий в Таллинне планировался первый международный конкурс имени Изабеллы Юрьевой, знаменитой исполнительницы романсов, рассказывает Светлана Войтенко. Причем Изабелла Даниловна (на тот момент ей шел уже 101-й год) успела благословить это начинание. Светлана выступила на этом конкурсе, получилось вполне удачно, и последовало дальнейшее логическое движение. Поначалу были относительно короткие выступления – три-шесть песен, которые позже оформились в полноценные концертные программы.

Романс привлекателен тем, убеждена Светлана, что это – всегда или почти всегда высокая поэзия, например, Афанасий Фет, Федор Тютчев, Иван Бунин.

«Конечно, – рассказывает она, – я делала программы не только из романсов, но также из песен таких композиторов, как Исаак Дунаевский, Александр Вертинский, Андрей Петров, Георгий Портнов, Исаак Шварц, Микаэл Таривердиев, Антон Аренский. И все же романсы мне ближе всего, потому что там всегда бушуют страсти».

Кроме того, в жанре романса присутствует одна, скажем так, «лингвистическая» деталь. А именно: на вечере в «Ругодиве» она исполнила хорошо известную людям старшего поколения песню, начинающуюся словами: «Сегодня я нисколько не боюсь с двадцатым веком временно расстаться». Но ведь это пел когда-то сам Муслим Магомаев! А от лица женщины – разве можно? Оказывается, еще как можно! Потому что эта песня примерно в то же время была в репертуаре прославленной Анны Герман, которая, по мнению Светланы, исполняла ее намного проникновеннее, что, конечно же, отнюдь не умаляет общеизвестный гений Магомаева. Просто разный подход – объяснение в любви одними и теми же словами со стороны мужчины или – а почему бы и нет? – со стороны женщины. В конце концов, романс – это всегда têt-à-têt, разговор или тайна двух людей.

«Такое встречается часто, – поясняет Светлана, – правда, как правило, в современных, бытовых или дворянских романсах. Бывают даже варианты, когда прямо в нотах предлагается сразу подтекстовка от его или ее лица. Однако в классических романсах слова меняют действительно крайне редко». Что, на наш взгляд, неудивительно, учитывая, какая высокая поэзия царит в старинных романсах. Там действительно изменение грамматических характеристик гендерного различия может существенно отразиться на ритмической основе.

Надо чаще встречаться

То есть чаще слушать пение Светланы Войтенко, ее чудесный, завораживающий голос, особенные, почти колдовские вибрации этого голоса, способствующие расширению нашего сознания вплоть до соприкосновения с сознанием вселенским.

Это – личное впечатление от последнего вечера октября. Когда будет следующий концерт в Нарве, неясно. Зато предшествующий, как сообщила Светлана, имел место… почти пять лет назад в Центре свободного творчества. Регулярность, мягко говоря, неважная, но следует непременно отметить, что наша собеседница, будучи человеком интеллигентным и предельно скромным, категорически не занимается самопродвижением.

Сергей ТРОХАЧЕВ

https://gazeta.ee/